Особенности учения о Пресвятой Троице святителя Кирилла Иерусалимского

Существо Божие непостижимо. Мы не можем объяснить, что такое Бог. Однако в меру приемлемости Бог познаваем для твари, и от дел Божиих можно восходить до представления силы Божией.
Учение о Святой Троице св. Кирилла Иерусалимского, будучи православным по смыслу, является несколько своеобразным по терминологии, которая в ту эпоху еще не получила окончательного оформления. Он избегает употребления термина единосущный, опасаясь упреков в савелианстве, но говорит о Трех Божественных Ипостасях. Однако термин ипостась не обозначает еще у него индивидуального в противоположность общему, а выражает приблизительно то же понятие, что и сущность.
Св. Кирилл исповедует Сына Божия равным Богу Отцу по власти, достоинству и творческой силе. Он понимает отношение Отца и Сына не столько в смысле единосущия, т. е. совместного обладания одной и той же единичной сущностью, как св. Афанасий, сколько в смысле Их равенства по существу, как Каппадокийцы. Мысль о равенстве Отца и Сына преобладает над мыслью об Их единстве.
В учении о Духе Святом Иерусалимский архипастырь проявляет большую сдержанность и осторожность. “О Святом Духе, — говорит он, — да будет нами сказано одно только написанное. Если же чего не написано, не будем о том и любопытствовать”. Дух Святой “проповедовал о Христе в пророках; Он действовал в апостолах; Он до сего дня запечатлевает души в крещении… И для нас достаточно знать это. О естестве же или ипостаси не любопытствуй. Если бы написано было, сказали бы мы, а чего не написано, о том не осмелимся говорить”. Но он на основании Свящ. Писания приписывает Святому Духу все Божественные свойства. Осторожность св. Кирилла в отношении к этому догмату выражается и в том, что он не столько говорит об отношении Духа Святого к Отцу и Сыну, сколько о благодатных действиях Его в Церкви, о просвещении Им душ верующих.
Единство в трех Лицах Святой Троицы особенно ясно выражено св. Кириллом при раскрытии формулы крещения “во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф. 28, 19). Не трех возвещаем Богов; Не вносим разделения в Святую Троицу, как делают иные (Арий и его последователи), не допускаем слияния, как Савелий” (XVI, 4). В трех Ипостасях все едино: “Не иные дарования Отца, а иные Сына, и иные Духа Святого. Ибо одно спасение, одна сила, одна вера”.

#ПАТРОЛОГИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *