АНГЕЛОЛОГИЯ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ИЕРУСАЛИМСКОГО

Первый виновник греха и отец зла (Ин. 8, 44) есть диавол. Это сказал Господь, а не я. Яко диавол исперва согрешает (1 Ин. 3, 8). Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не потому, что от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его); он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался диаволом, от действий получив это наименование. Ибо, будучи Архангелом, после уже, по причине клеветы своей, назван диаволом, и быв добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны, поскольку сатана означает противника. Это не мое учение, но духоносного Пророка Иезекииля. Он, оплакивая его, так говорит: Ты печать уподобления и венец доброты, в раю Божием был ecu (Иез. 28, 12–13). — И несколько после: Был ecu ты непорочен во днех твоих, от коегоже дне создан ecu, дондеже обретошася неправды в те6е (Иез. 28, 15); весьма хорошо сказано: обретошася в тебе, поскольку не отвне привзошло в тебя зло, но сам ты родил его. После он сказал и причину сему: Вознесеся сердце твое в доброте твоей множества ради грехов твоих; и за грехи твои уязвлен ты, и на землю повергох тя (Иез. 28, 17). Согласно с этим говорит Господь в Евангелии: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лк. 10, 18). Видишь сходство Ветхого Завета с Новым. Он, ниспадши, вместе с собою увлек многих; он возбуждает похоти в тех, которые повинуются ему. От него прелюбодеяние, блуд и всякое другое зло. Чрез него праотец наш Адам изгнан, и вместо рая, приносившего без возделывания дивные плоды, получил землю, произращающую терния…
… Воистину Бог человеколюбив, и никто не возможет достойно изречь Его человеколюбие. И хотя бы все человеческие народы соединились в едино, то и тогда бы даже и отчасти не смогли поведать человеколюбия Божия. Ибо мы из Писания возвещаем только часть некоторую о милосердии Божием к людям, но не знаем еще, сколько явил Он снисхождения и самим Ангелам. Так снисходит Он и им, поскольку един только безгрешен Иисус, очищающий грехи наши.
Порок подражает добродетели, и плевелы стараются показаться пшеницей. По виду, правда, похожи они на пшеницу, но способные различать, узнают их при вкушении. И диавол преобразуется в Ангела светла не для того, чтобы прийти в первобытное свое состояние, но чтобы обольстить людей (ибо имея сердце твердое, как наковальня, он и волю имеет, не могущую уже раскаяться), чтобы ведущих равноангельскую жизнь облагать мраком слепоты и смертоносным распространением неверия. Много ходит волков в одежде овечьей; одежду овец имеют они, но не имеют их копыт и зубов. Будучи покрыты кожей кроткого животного и наружностью обольщая простых людей, они испускают из челюстей своих гибельный яд нечестия. Итак, нужна нам благодать Божественная, мысль бодрая и очи осмотрительные, чтобы по неведению не съесть вместо пшеницы плевел и не потерпеть нам вреда, чтобы не попасть на волка, приняв его за овцу, и чтобы не сделаться пищей злотворного диавола, приняв его за благодетельного Ангела. Ибо он, по словам Писания, ходит как рыкающий лев, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Для того предлагает наставления Церковь, для того и делаются настоящие поучения, для того бывает чтение Священного Писания.
… Мы говорим не все, сколько бы надлежало говорить о Боге (ибо это Ему только одному известно), но сколько возможно для естества человеческого и сколько слабость наша снести может. Ибо мы не изъясняем, что такое есть Бог, но искренно признаемся, что мы не имеем совершенного ведения о Нем. Ибо в вещах Божественных великое есть знание – сознавать свое незнание. Итак, возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе (Пс. 33, 4), общими силами все (ибо одному невозможно); да если и все соединимся, то и тогда не сделаем этого так, как должно. Я не говорю о вас одних, здесь находящихся, но даже если бы собрались все овцы всей вселенской Церкви, теперь существующей и будущей, то и тогда не могли бы они достойно воспеть Пастыря своего…
Но скажет кто-либо: если существо Божие непостижимо, то для чего же тебе говорить об этом? Но неужели потому, что я не могу выпить всей реки, не буду и умеренно для пользы моей брать воды из нее? Неужели потому, что глаза мои не в состоянии вместить всего солнца, и столько, сколько нужно для меня, не смотреть мне на него? Неужели потому, что я, вошедши в какой-нибудь большой сад, не могу съесть всех плодов, хотел бы ты, чтобы вышел я из него совершенно алчущим? Хвалю и прославляю Сотворившего нас. Ибо на это есть повеление Божественное, говорящее: всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6). Прославлять Владыку хочу я теперь, но не исследовать (существо Его). Знаю, что я не в состоянии достойно прославлять Его; впрочем, почитаю делом благочестия и то, если всемерно буду стараться о том. Снисходит моей слабости Господь Иисус, когда говорит: Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18).
Что же, скажет кто-либо, не написано ли: яко Ангели малых выну видят лице Отца Моего, Иже на небесех (Мф. 18, 10). Ангелы видят Бога не так, как Он Сам в Себе есть, но сколько они вместить могут. Ибо Сам Иисус говорит: не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога, Сей виде Отца (Ин. 6, 46). Итак, видят Его Ангелы, сколько вместить могут, и Архангелы, сколько возможно для них, также Престолы и Господства видят Его, хотя больше первых, впрочем, меньше, нежели сколько должно. А видеть, как должно, может только с Сыном Дух Святый. Ибо Он вся испытует, и познаёт, и глубины Божия (1 Кор. 2, 10). Также и Единородный Сын познаёт Отца вместе с Духом Святым, как должно. Ибо ни Отца кто знает, говорит Он, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11, 27); видит Он Бога, как должно, и открывает Его вместе с Духом чрез Духа, сколько каждый вместить может. Поскольку Единородный Сын, равно как и Дух Святый, общее имеют с Отцом Божество, то Рожденный без изменения прежде времен вечных знает Родившего, и Родивший знает Рожденного. Итак, когда не знают Ангелы (ибо Единородный Сын вместе с Духом Святым, чрез Духа Святого открывает каждому по мере способности каждого), то никому из человеков не следует стыдиться — сознавать свое неведение…
… Итак, мы веруем во Единого Отца Бога неисследимого и неизглаголанного, Которого никтоже виде из человеков: Единородный только Сын исповеда (Ин. 1, 18). Ибо Сый от Бога, Сей виде Отца, Которого лице Ангели выну зрят на небесех (Ин. 6, 46); притом зрят оное каждый соразмерно своему чину, а в полном свете зреть Отца собственно предоставлено Сыну со Святым Духом.
… Божественное Писание и учение истины признают Единого Бога, Который хотя над всем владычествует Своим могуществом, но многое также терпит по Своему изволению. Он владычествует и над идолопоклонниками, но терпит их по Своему незлобию. Владычествует и над отметающимися Его еретиками, но терпит их по великому Своему снисхождению, владычествует и над диаволом, но и сего терпит: терпит не по слабости, будто бы побеждаем был от него. Ибо диавол есть начало создания Господня (Иов. 40, 14), которое соделалось предметом посмеяния, впрочем не для Самого Бога (так как это не достойно Его), но для Ангелов, Им же сотворенных. Бог попустил продолжать жизнь диаволу по двум причинам, то есть чтобы диавол, быв побежден, большему подвергся посрамлению, а люди получили венцы. О Всемудрое Божие Провидение! Злую волю Оно обращает в средство ко спасению верующих. Ибо как братоненавистное намерение братьев Иосифа Оно обратило в средство Собственного Своего домостроительства, и попустивши им продать по ненависти брата, открыло случай к возведению на царство того, кого Оно само хотело, равно и диаволу попустило вести брань против людей, чтобы победившие удостоились венцов, и чтобы по одержании победы сам он, как побежденный слабейшими, большему подвергся посрамлению, а люди более прославились, так как победили того, кто был некогда Архангелом.
Невозможно видеть Бога телесными очами, ибо бестелесное не может быть предметом зрения телесного, и это засвидетельствовал Сам Единородный Сын Божий, Который говорит: Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18), ибо хотя бы кто на основании написанного у Иезекииля и сделал нам возражение, однако что говорит Писание? Видел Иезекииль подобие славы Господни, а не Самого Господа; подобие славы, а не саму славу, какова она сама в себе есть. И узрев только подобие славы, а не саму славу, пал он на землю от страха. Если же виденное подобие славы приводило Пророков в страх и трепет, то конечно бы и жизни лишился тот, кто осмелился бы зреть Самого Бога, так как сказано: никтоже узрит лице Мое, и жив будет (Исх. 33, 20)… И почему удивляешься, что Иезекииль, увидев подобие славы, пал, когда Даниил, узрев Гавриила, служителя Господня, вдруг пришел в ужас и пал на лице, и, доколе Ангел не принял на себя подобия человеческого, Пророк не смел отвечать? Итак, если явившийся Гавриил приводил Пророков в трепет, то не погибли ли бы все, если бы узрели Самого Бога в существе Его?
Итак, невозможно видеть Существа Божия телесными очами…
Хочешь ли знать, что постигнуть естество Божие невозможно? Скажут тебе об этом три отрока, в огненной пещи хвалившие Бога: Благословен ecu видяй бездны, седяй на Херувимех (Дан. 3, 54). Скажи мне, какое естество Херувимов, и тогда уже рассматривай Седящего на них. Хотя Пророк Иезекииль и сделал им возможное описание, сказав, что каждый имеет четыре лица: человеческое, львиное, орлиное и тельчее, и каждый имеет шесть крил, и очи у них отвсюду, и под каждым находится четверочастное колесо (Иез. 1, 6, 10; Ис. 6, 2; Иез. 10, 12; Иез. 1, 15, 17), однако же читая это сделанное Пророком описание, мы постигнуть его не можем; если же не можем постигнуть Престола, о котором уже Пророк сказал, то можем ли постигнуть Седящего на нем и невидимого и неизреченного Бога? Невозможно исследовать естества Божия, но можно воссылать Ему славословия о видимых Его творениях…
… Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс. 109, 1). Господь Господу cиe говорит, не рабу, но Господу всего, Своему же Сыну, Которому вся покори; внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве покоршаго Ему вся (1 Кор. 15, 27), и проч. да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). Единородный Сын есть Господь всех, Сын Отцу послушный, не восхитивший господство, но естественно получивший его от Самовластителя. И Сын не восхитил, и Отец не отказывал в даянии. Сын Сам говорит: вся Мне предана суть Отцем Моим. Предана Мне (Мф. 11, 27) не так, как прежде не имевшему, и Я храню сие тщательно, ничего не отнимая у Давшего.
Итак, Сын Божий есть Господь, Господь, Который родился в Вифлееме иудейском, как Ангел возвестил пастырям: благовествую вам радость велию, яко родися вам днесь Христос Господь во граде Давидове (Лк. 2, 10–11). В другом месте некто из Апостолов говорит о Нем: слово еже посла Сыном Израилевым, благовествуя мир Иисус Христом, Сей есть всем Господь (Деян. 10, 36). Когда же Он говорит всем, то ничего не исключай из владычества Его, хотя бы то были Ангелы, или Архангелы, или Начала, или Власти (Кол. 1, 16; Еф. 1, 21), или иное что, называемое Апостолами, сотворенных — все находится под владычеством Сына. Он есть Господь Ангелов, как писано в Евангелии: тогда остави Его диавол, и се Ангели приступиша, и служаху Ему (Мф. 4, 11), ибо не сказано, что помогали Ему, но служаху Ему, что означает рабское состояние. Когда Он восхотел родиться от Девы, тогда служил Ему Гавриил, вступив в свое достоинство для служения Ему. Когда Он восхотел идти во Египет, чтобы сокрушить рукотворенных богов Египетских, опять Ангел является во сне Иосифу. По распятии и воскресении Его Ангел благовествовал и говорил женам, как добрый служитель: шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых, и варяет вы в Галилеи. Се, рех вам (Мф. 28, 7). Как бы так сказал: я не нарушил повеления, подтверждаю, что это вам сказано, потому, если вы сие презрите, то не я буду виновен, но презревшие. Итак, сей Иисус Христос есть един Господь, о Нем и нынешнее чтение говорит: Аще бо и суть глаголемии бози мнози, или на небеси, или на земли и проч., но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него; и един Господь Иисус Христос, Имже вся и мы Тем (1 Кор. 8, 5–6).
… Отец родил Сына не так, как бы кто из людей подумал, но так, как Сам Он один знает… Да не только мы одни не знаем рождения Сына от Отца, но и вся сотворенная природа. Повеждь земли, аще ти скажет (Иов. 12, 8)? И если от всего находящегося на земли ты начнешь исследовать, то ничто не сможет сказать об этом. Ибо земля не может сказать о существе Создавшего и Образовавшего ее… Само небо сего не изъяснит. Ибо и небо мановением Отца чрез Христа яко дым утвердися (Ис. 51, 6)… Итак, для чего тебе смущаться, человек, если не знаешь того, чего не знают и небеса! Да не только небеса не знают этого рождения, но и все Ангельское естество. Ибо если бы кто, если бы только это было возможно, взойдя на первое небо и рассмотрев состояние находящихся там Ангелов, приступив к ним, спросил, как родил Бог Сына Своего, думаю, они сказали бы: над нами выше есть большие, тех спроси. Взойди теперь на второе и третье небо, достигни, если можешь, до Престолов и Господствий, Начал и Властей. Если бы и до них достиг, что невозможно, то и они отрекутся и не скажут тебе, потому что не знают.
Всегда я удивлялся любопытству тех дерзновенных, которые чрез мнимое благочестие впадают в нечестие. Ибо не зная ни Престолов, ни Господствий, ни Начал и Властей, сотворенных Христом, осмеливаются любопытствовать о Творце их. Скажи мне наперед ты, дерзновенный, какое различие между Престолами и Господствиями? И тогда любопытствуй о Христе. Скажи мне, что такое есть Начало, Власть, Сила, Ангел? И тогда любопытствуй о Создателе их. Ибо вся Тем быша (Ин. 1, 3). Но ты не хочешь или не можешь вопрошать Престолы и Господствия. Кто иной знает глубины Божия (1 Кор. 2, 10), кроме одного Духа Святого, изглаголавшего Божественное Писание? Но и Сам Дух Святой не изъяснил в Писании рождения Сына от Отца. Итак для чего же ты любопытствуешь о том, чего и Дух Святой не сказал в Писании? Не зная и написанного, ты любопытствуешь о том, что не написано. В Божественном Писании много находится предметов для изыскания, и написанного мы не понимаем. Для чего же любопытствовать нам о том, чего не написано? Довольно нам знать, что Бог родил Единого только Сына.
Не стыдись сознавать своего незнания, ибо ты не знаешь того, чего не знают Ангелы. Один Родивший знает Рожденного, и Родившийся от Него знает Родившего…
Итак, мы веруем во единаго Господа Иисусa Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго, Бога истинна прежде всех век, Имже вся быша; аще Престоли, аще Господствия, аще Начала, аще Власти (Кол. 1, 16); вся Тем быша (Ин. 1, 3) и нет ничего из сотворенного, что бы изъято было из власти Его. Да умолкнет всякая ересь, вводящая различных создателей и миротворителей. Да умолкнет язык, хулящий Христа Сына Божия… Да умолкнут те, которые, желая восхитить достоинство у Единородного, говорят, что мир есть творение Ангелов. Ибо видимая и невидимая, — аще Престоли, аще Господствия (Кол. 1, 16), или как бы что ни называлось — вся Христом быша. Он царствует над всем сотворенным от Него, царствует не чужое стяжание восхитив, но царствует над собственными Своими творениями, как сказал Евангелист Иоанн: Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3). Вся Тем быша, так как Отец творил чрез Сына.
Хотел бы я и пример представить вам на сказанное, но знаю, что он будет слаб. Ибо из видимых вещей что может служить примером для изъяснения Божественной и невидимой силы? Впрочем, от слабых для слабых пусть скажу и пример слабый. Как, если бы какой царь, имеющий сына царя, желая устроить город, поручил сыну своему соцарственнику устроение города и тот бы, получив план, привел к концу начертанное в уме; так, когда Отец восхотел все создать, Сын по мановению Отца все устроил, так что мановением сим вполне сохраняется власть Отца, да и Сын вместе имеет власть над собственными Его тварями, и как Отец не удален от Владычества над Своими тварями, так и Сын царствует над тварями, не другим кем-либо сотворенными, но Им Самим. Ибо не Ангелы, как я сказал, создали мир, но Единородный Сын, рожденный прежде всех веков, как и сказано: Имже вся быша, не исключая ни одной твари Его. И сего сказанного мною по благодати Христовой пока довольно.
Обратившись опять к Символу веры, окончим теперь наше слово. Все сотворил Христос — и Ангелов, и Архангелов, и Господствия, и Престолы, не потому, что Отец не мог бы Сам создать тварей, но потому, что восхотел, чтобы Сын царствовал над сотворенным от Него, Сам показывая Ему образец творения. Ибо Единородный, воздавая честь Своему Отцу, говорит: не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща. Яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит (Ин. 5, 19), также: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. 5, 17), так что нет ничего противоположного в делах производимых. Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя (Ин. 17, 10), говорит во Евангелии Господь…
Итак, Христос есть Единородный Сын Божий и Творец мира. В мире бе, и мир Тем бысть (Ин. 1, 10); и: во Своя прииде (Ин. 1, 11), как учит нас Евангелие. Христос не только видимых, но и невидимых есть творец, мановением Отца. О Нем бо создана быша всяческая (Кол. 1, 16), по словам Апостола, яже на небеси, яже на земли, видимая, и невидимая: аще Престоли, аще Господствия, аще Начала, аще Власти, всяческая Тем, и о Нем создашася. И Той есть прежде всех и всяческая о Нем состоятся (Кол. 1, 17)…
… Да веруем в Иисуса Христа во плоти пришедшего и вочеловечившегося, так как иначе не можем Его постигнуть. Поскольку мы не могли взирать на Него и наслаждаться Им в том Его состоянии, в каком Он был, то Он соделался тем же, что и мы, чтобы таким образом мы удостоились наслаждаться Им. Если не можем во всей полноте видеть солнца, созданного в четвертый день, то как можем видеть Бога, Творца оного? Во огне сошел Господь на гору Синайскую; народ не перенес сего, но рекоша Моисею: глаголи ты с нами, и мы будем слушать, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем (Исх. 20, 19). И в другом месте: кая бо плоть есть, яже слыша глас Бога живаго глаголюща из среды огня, и жива будет (Втор. 5, 26). Если слышание гласа Бога говорящего бывает причиною смерти, то как же не причинит смерти видение Самого Бога? Да чему и дивиться? Сам Моисей сказал: пристрашен есмь и трепетен (Евр. 12, 21).
Итак, чего бы ты хотел, того ли, чтобы Пришедший для спасения соделался виновником погибели, так как люди не могут снести Его явления, или того, чтобы Он сообщил нам благодать Свою? Даниил не снес видения Ангела, и ты ли можешь зреть Господа Ангелов? Явился Гавриил, и Даниил упал. И каков же был явившийся и в каком виде? Лице его было аки зрение молнии (Дан. 10, 6), а не как солнце, очи же его аки свещи огненны, а не как пещь огненная; глас же словес его, аки глас народа, а не как глас двенадцати полков Ангельских. И однако же Пророк упал. Ангел, подойдя к нему, сказал: не бойся, Данииле (Дан. 10, 12), восстань, мужайся, услышана быша словеса твоя (Дан. 10, 12). Даниил говорит: востах трепетен (Дан. 10, 11). Но он не прежде начал отвечать, пока не коснулось его нечто подобное руке человеческой. Когда явившийся переменился в зрак человечь (Дан. 10, 18), тогда начинает говорить Даниил. И что же говорит он? Господи, в видении Твоем обратися утроба моя во мне (Дан. 10, 16): сила и дыхание не оста во мне (Дан. 10, 17). Если явление Ангела лишило Пророка голоса и силы, то явление Бога оставит ли в тебе дыхание? Доколе, говорит Писание, не прикоснеся мне яко зрак человечь (Дан. 10, 18), Даниил не приходил в себя. Итак, когда показан был опыт немощи нашей, Господь приял на Себя то, в чем имел нужду человек. Поскольку человек мог слышать только от подобного ему лица, то Спаситель принял на Себя подобное тому естество, чтобы удобнее научить людей.
… Егда же приидет, говорит Христос, Сын Человеческий в славе Своей, и вcu Ангели с Ним (Мф. 25, 31). Смотри, человек, при коликих свидетелях предстанешь ты на суд: весь род человеческий будет находиться там. Представь же, сколь многочисленно племя Римское; представь, сколь многочисленны другие грубые народы, ныне существующие, и сколько их за сто лет умерло; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до сего дня: велико множество их, но оно еще мало, в сравнении Ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца: ибо по тому, как обширно место, должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средине одного неба; посему окружающее оную небо столь же большее имеет число обитателей, сколько большее пространство; а небеса небес содержат необъятное число их. А что написано: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему (Дан. 7, 10); сие не потому, чтобы такое именно было число, но потому, что большего числа Пророк изречь не мог. Будет тогда на суде Бог, Отец всех, с Ним воссядет Христос, и вместе с Ними Святый Дух. Труба Ангельская призовет всех нас с нашими делами. Не должны ли мы сего одного устрашиться? Не почитай, человек, маловажным и немучительным для тебя наказанием, быть осужденным при толиком числе! Не желаем ли мы часто лучше умереть, нежели быть осужденными от друзей?
… Велик, в дарованиях всемогущ и чуден Дух Святый. Помысли, сколько вас находится теперь, сколько душ здесь! Он действует приспособляясь к каждому: и находясь среди нас, видит каждого свойство, видит мысли и совесть, знает и то, что говорим и о чем помышляем. Велико то поистине, что я сказал о Нем, но это еще мало. Ты, который имеешь ум от Него просвещенный, посмотри, сколько Христиан находится в нашей области и во всей Палестине; потом от сей области обрати мысленный взор на все Римское царство; а после сего посмотри на весь мир, на племена Персидские, на народы Индийские, на Готфов и Сарматов, на Галлов и Гишпанцев, на Мавров и Ливиев и Eфиoпoв и на прочие народы, неизвестные нам. Ибо многих народов не знаем мы и по имени. Посмотри в каждом народе на епископов, пресвитеров, диаконов, монашествующих дев, также и на мирян. Посмотри, как оный великий Предстатель и Раздаятель даров, во всем мире одному дарует чистоту, другому всегдашнее девство, иному расположение к милостыне, другому любовь к нищете, иному силу изгонять противных духов; и как свет одним стремлением луча озаряет все: так и Дух Святый просвещает имеющих очи. Итак, если кто слепотствуя не удостаивается благодати, тот да не укоряет Духа, но свое неверие.
Ты видел Его силу, действующую во всем мире; не останавливайся на земли, но вознесись на высоту; вознесись умом на первое небо, и посмотри там на толикие мириады Ангелов. Вознесись мыслями, если можешь, и выше. Посмотри на Архангелов, посмотри на сих Духов, посмотри на Силы, посмотри на Начала, посмотри на Власти, посмотри на Престолы, посмотри на Господствия. Утешитель для всех их Правитель от Бога и Учитель и Освятитель. В Нем имеют нужду человеки, Илия, и Елиссей и Исаия; в Нем имеют нужду Ангелы, Михаил и Гавриил. Ничто из сотворенного не имеет равного Ему достоинства. Чины Ангелов и все их в совокупности воинство не имеет равенства со Святым Духом. Все они не видны пред всеблагою силою Утешителя. Они посылаются в служение, а сей испытует и глубины Божия, как говорит Апостол, Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2, 10, 11).
… После того иерей возглашает: горе (имеим) сердца. Ибо воистинну в тот страшный час надлежит горе иметь сердце к Богу, а не доле к земле, и к земным вещам… На сие вы ответствуете: имамы ко Господу, согласуясь на оное повеление чрез ваше исповедание…
Далее говорит иерей: благодарим Господа. Поистинне долженствуем благодарить Бога, что нас недостойных призвал в толикую благодать; что врагов сущих примирил нас (Рим. 5, 10); что удостоил нас Духа сыноположения (Рим. 8, 15). На сие говорите вы: достойно и праведно. Ибо воссылая благодарение, мы совершаем достойное и праведное дело: Бог же не по правде, но выше правды действуя, облагодетельствовал нас, и толиких благ сподобил.
Посем воспоминаем небо, землю и море, солнце и луну, звезды и всю тварь, словесную и бессловесную, видимую, и невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господствия, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочитых (Иез. 10, 21 и 1, 6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33, 4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крылами закрывающих лице, двумя же ноги, а двумя летающих, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6, 2–3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами.
После сего, освятив себя духовными сими песнями, молим Человеколюбца Бога, да ниспослет Святаго Духа на предлежащие дары: да сотворит хлеб убо тело Христово, а вино кровь Христову. Ибо всеконечно то, чего коснется Дух Святый, освящается и прелагается…
… Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божии творят волю Божию, как Давид воспевая сказал: благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его (Пс. 102, 20). Посему ты, моляся, говоришь сие в таком значении: как во Ангелах Твоя бывает воля, так и на земли во мне да будет, Владыко!

#ПАТРОЛОГИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *