О положении греческого населения в Османской империи

Точкой отсчета владычества турок-османов над греками принято считать 29 мая 1453 года — день завоевания Константинополя армией султана Мехмеда II. Но дата эта достаточно условна и является своеобразным символом начала турецкого владычества над миром эллинов. На самом деле захват земель, заселенных православными греками, происходил в течение нескольких веков. И к 1453 году Константинополь с прилегающими землями представлял собой небольшой свободный участок в окружении османских владений.
И все же день, когда под натиском мусульман пала столица Византии Константинополь, стал началом новой эры человеческой истории. Город тогда не просто пал, а на многие века вплоть до сегодняшнего дня потерял свое христианское имя. С тех пор он зовется по-турецки — Стамбул (от греческих слов «ис тин по́ли» — в город). Казалось бы, Византийская империя безвозвратно погибла. Но так ли это? Ведь греческий народ — наследник Византии — продолжал и под гнетом турок сохранять свою веру, культуру, национальную идентичность.
На самом деле турки активно воевали за византийские земли еще с конца XI века. Тогда они захватили, фактически, всю Малую Азию. В результате, значительная часть греческого населения уже к началу XII века оказалась под властью иноверцев. Многие греки бежали в другие земли, кто-то учился жить под турецким гнетом, и этот опыт выживания и сохранения себя во враждебной среде бесценным сокровищем лег в копилку самоидентичности греков.
Турецкие захватчики продвигались вглубь византийских земель постепенно. К началу XV века Константинополь был оккупирован венецианцами католического исповедания, у которых османы и отвоевали город. Но падение Константинополя не означало полного захвата турками населенной греками земли.
В 1460 году пал город Мистра, последний «лоскуток» Византийской империи, а в 1461-м — Трапезунд. И все-таки свободными от турок оставались еще значительные территории — это Пелопоннес, Эпир, острова Средиземного и Ионического морей. Впрочем, большинство византийских владений уже тогда не принадлежали грекам, но были захвачены латинянами-венецианцами. Поэтому основная борьба за земли шла не между турками и греками, а между турками и венецианцами.
9 Июля 1821г. Турки казнят Священномученика Архиепископа Киприана и священство. Последним значительным завоеванием Оттоманской Порты, как называли дипломаты турецкое государство, стал в 1669 году остров Крит, а большинство Ионических островов и остров Керкира так никогда и не стали турецкими.
Период османского ига историки исчисляют с 1453 по 1829 год. Как жили и выживали греки под властью иноверцев почти четыреста лет?
Немусульмане, к которым относились греки, армяне и евреи, в Оттоманском государстве были значительно ущемлены в социальных и гражданских правах. Всех их турки объединяли одним названием «райа», что в переводе означало «стадо». Представителям этой части населения запрещалось проживать в некоторых городах и занимать начальственные должности, им предписывалось всегда уступать дорогу мусульманам и никогда им не перечить. Налоги и пошлины, с них собираемые, были в два раза выше, а главное — они были, практически, беззащитны перед произволом властей на местах. Несмотря на то, что существовал общий государственный закон, гарантирующий всем слоям населения определенные права, местные турецкие власти творили все, что хотели.
Территориально-административное деление в Порте происходило по религиозному признаку, все население делилось на так называемые миллеты. Существовали миллеты мусульман, православных христиан, иудеев и неправославных христиан – армян. По турецкой традиции соединения религиозной и светской власти во главе миллетов стояли религиозные лидеры. Православный миллет возглавлял Константинопольский Патриарх, он был лидером греческого народа и входил в правительство султана. Но и в этом была своя непривлекательная сторона — назначались и смещались патриархи волей султана.
Греков выгоняли из их домов, переселяли, их земельные владения распределяли между турками, которые занимались земледелием. Греки были лишены возможности работать на земле, потому они занимались торговлей, становились учителями и врачами. Развивая международную торговлю, греческие купцы смогли собрать значительные капиталы, что впоследствии оказало неоценимую помощь в освободительной борьбе.
В Османской империи с греческого населения брали еще один — самый тяжелый — налог. Это был так называемый «налог кровью», когда из греческих семей забирали мальчиков в возрасте от семи до десяти лет. Турки насильственно обращали их в ислам, обучали в лучших школах султаната и делали турецкими воинами, которых называли янычарами. Янычары — греки, ставшие мусульманами — часто входили в состав правящей турецкой элиты.
Существовала в Оттоманской Порте и греческая элита православного исповедания. Семьи, добровольно сдавшиеся при осаде византийской столицы, были помилованы султаном Мехмедом, и продолжали жить в Стамбуле из поколения в поколение. Преимущественно они проживали в районе, который называется Фанар, что в переводе означает — Маяк, по названию района эта часть греческого населения получила название — фанариоты. Там же, в Фанаре, находилась и по сей день находится резиденция Константинопольского Патриарха — признанного на государственном уровне главы греческой диаспоры.
Британский историк и философ Арнольд Тайнби утверждает, что после оттоманского завоевания греки Константинополя скрылись с арены общественной жизни, занялись торговлей и другим частным бизнесом, чтобы вновь вернуться на политическую арену, уже как привилегированный класс — фанариоты. Но если фанариоты находили компромисс с центральной турецкой властью, то в провинции угнетение греческого народа было очень сильным.
Многие греки бежали в горы. Именно там, в высокогорных монастырях, на территориях, которые турки, практически, не могли контролировать, создавались греческие школы. Детей обучали основам православной веры и греческому языку, формируя в народе то национальное самосознание, которое впоследствии даст возможность освободиться от Османского владычества.
С начала XIX века в греческом народе все сильнее крепло стремление к свободе. Чтобы представить себе, насколько плохо даже в материальном отношении, не говоря уже о моральном аспекте, жилось грекам в Порте, достаточно вспомнить о землевладении. Десять процентов турецкого населения владело четырьмя пятыми земельных угодий империи!
Конечно, состоятельные греки не очень хотели перемен, но основная часть греческого народа — беднота, страдавшая от угнетения и нищеты, была готова к борьбе. В 1821 году вспыхнуло восстание на Пелопоннесе. С него началась война за независимость, которая шла в течение девяти лет.
К началу восстания по всему миру греки-эмигранты создали тайные общества, которые поддерживали повстанцев. Султан, обратившись за помощью к Египту, жестоко подавил восстание, но чем более жестокими были меры подавления, тем сильнее проявлялось в греках стремление к свободе. Именно тогда провозгласили греки свой знаменитый лозунг: «Свобода или смерть!».
Европейские государства всегда опасались и не доверяли Оттоманской Порте, потому греки-повстанцы получили международную поддержку. Им на помощь вышла англо-франко-русская эскадра, которая одержала победу над османо-египетским флотом. Вслед за этим Россия объявила Турции войну, которая закончилась признанием независимости Греции. Несомненно, что Россия стремилась защитить своих братьев по православной вере, но причиной ее военного вмешательства было не только это. Греки, которые несли службу в Российской империи, много способствовали тому, чтобы Россия помогла их народу в освободительной борьбе.
Прежде всего, это был генерал-майор русской армии, адъютант императора Александра I, Александр Ипсиланти. С 1820 года он активно участвовал в борьбе своего народа за независимость, возглавлял тайное «Дружеское общество» греков, и даже поднял восстание против турецкого ига в Дунайских княжествах Порты, но потерпел неудачу. Несмотря на это, он остался в истории национальным героем Греции.
Еще одним героем освободительной борьбы был граф Иоанн Каподистрия — мудрый дипломат, политик и государственный деятель. Граф Каподистрия в течение шести лет с 1816 по 1822 год возглавлял Министерство иностранных дел России. Во многом благодаря ему стала возможной такая масштабная поддержка Российской империей греческого восстания. В 1827 году Иоанн Каподистрия был избран первым президентом независимой Греции. Но вступить в свою должность он смог только после официального признания нового государства на международном уровне.
Международный протокол о признании независимости Греции был подписан в Лондоне в 1830 году.

#История_поместных_православных_церквей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *